Российские средние вертолеты – 2014

Часть 1: Российские средние вертолеты — 2014

Часть 2: Ми-26Т2 — тяжелый вертолет из России 2014

Часть 3: Легкие вертолеты России – 2014

У России есть государственная программа «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы».

В ней в частности прописаны вертолеты, которые поддерживает государство. И поэтому на уровне постановления правительства есть четкий план их внедрения.

Все эти вертолеты изначально – гражданские (в крайнем случае параллельно разрабатывается их военная версия). Уже потом после обкатки и подтверждения экономической эффективности на их основе будут строиться военные.

Зачем вообще производству вертолетов господдержка?

Новые модели вертолетов довольно трудно выпускать, а особенно – продвигать на этот очень конкурентный рынок без государственной поддержки, так как требуются большие затраты как на исследования, так и на продвижение еще до того, как что-то будет разработано. И абсолютно все страны производители вертолетов имеют такую поддержку. Поэтому так редки события вроде появления легкого вертолета “Ансат”, сделанные на энтузиазме заводов.

Итак, вертолеты о которых сегодня пойдет речь:  Ми-38, Ка-62 и Перспективный Скоростной Вертолет. Это все средние вертолеты, то есть относятся к среднему (по грузоподъемности) классу.

Но начну я с текущего короля среднего класса Ми-8/17/171 то есть его последней модификации Ми-171A2.

Ми-171А2

Отмечу, что Ми-8/17/171 в вышеописанную госпрограмму не входят.

О том, что данное семейство лучшее в своем классе говорит 13 000 выпущенных вертолетов более 200 модификаций. И, например, тот факт, что американцы в Афганистан закупают именно его при всем своем махровом лоббизме / протекционизме.

Ми-171A2 станет в перспективе основной серийной моделью многочисленного семейства вертолетов марки Ми-8/17/171.

перспективные вертолеты РоссииЧто же нового у Ми-171A2:

  • Вертолет Ми-171А2 оснащен двумя турбовальными двигателями ВК-2500ПС-03 с противопомпажной защитой, электронно-цифровой системой управления двигателем типа FADEC, а также вспомогательной силовой установкой «Сафир» 5К/G. Двигатели ВК-2500ПС-03 имеют повышенную мощность и дополнительные режимы, по сравнению с устанавливаемыми на машинах семейства Ми-8/17 двигателями серии ТВ3-117ВМ.
  • Также лопасти несущего винта вертолета выполнены из композитных материалов, улучшены конструкции втулки и автомата перекоса, установлена усиленная трансмиссия 8М и Х-образный рулевой винт.
  • На машине Ми-171А2 установлен комплекс цифрового бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) КБО-17. В нем реализуется принцип так называемой «стеклянной кабины», когда вся основная полетная информация выводится на экраны цветных жидкокристаллических дисплеев. Также в него входит цифровой автопилот. Все это позволит сократить экипаж до двух человек.
  • Новые топливные баки с внутрибаковыми коммуникациями и топливная система без расходного бака.

VR_140303_01В результате:

  •  снизились вибрации несущего винта, тяга несущего винта выросла на 700 кг; также повысилась стабильности вертолета за счет нового рулевого винта.
  • В ходе тестовых полетов летающая лаборатория достигла максимальной скорости 300 км/ч.
  • По расчетам разработчиков, дальность полета Ми-171А2 с основными топливными баками составит 850 км, по сравнению с 610 км у вертолетов марки Ми-171. Также увеличится крейсерская скорость полета.
  • Грузоподъемность увеличилась:
    • 4 тонны внутри кабины,
    • 5 тонн на подвеске.

0_be436_afc2b186_XXXLСертифицировать вертолет Ми-171А2 планируется до конца 2014 года и начать поставки заказчикам с 2015 года.

Этот вертолет позволит продолжать успешно конкурировать в области средних надежных и недорогих вертолетов, где мы всегда были сильны и где главенствовал (и продолжает) Ми-8. У него уже есть клиентская база и его не нужно продвигать на рынок.

Ми-38

Ми-38 рассматривается как основа дальнейшего существования средних вертолетов производства ОКБ “Миля”. Ресурс модернизации Ми-8 не бесконечен, а Ми-38 как раз представляет собой начало нового поколения средних вертолетов.

VIP_helicopters_Mi-38Изначально, в момент начала проектирования (решение о котором было принято еще в далеком 1983 году) Ми-38 планировался как замена Ми-8.

В момент принятия решения о разработке нового вертолета взамен Ми-8 предполагалось заменить старые двигатели, и в дополнение к этому специалисты МВЗ им. М.Л. Миля предложили новые несущий и рулевой винты, убирающееся шасси, пилотажно-навигационный комплекс и многое другое. В результате было принято решение создавать новый вертолет, а не модернизировать старый (Ми-8).

Однако Ми-38 в процессе своей разработки преодолел практически все возможные проблемы 90-х годов:

  • Он столкнулся с недостаточностью финансирования на различных этапах проектирования.
  • Получил негативный опыт с использованием канадских двигателей PW-127ST компании «Пратт-Уитни Кэнэда», и опять же, столкнулся с невыполнением этой компанией своих обязательств под давлением США.
  • Прошел через разрушение редуктора на опытном образце и его полное перепроектирование задержавшее разработку на 2 года.
  • А также пережил совместное управление разработкой с главным конкурентом “Eurocopter” (когда еще казалось, что сотрудничество возможно) и когда ресурсы были направлены не в те области, куда было необходимо.

Однако несмотря на это согласно плану к 30 сентября нынешнего года на Казанском вертолетном заводе должна быть завершена постройка четвертого опытного образца вертолета Ми-38. Запланировано получить сертификат типа Авиарегистра (АР) Межгосударственного авиационного комитета (МАК) на вертолет Ми-38 в конце 2014 года. А серийное производство начнется в 2015 году.

Что же нового у Ми-38:

  • комплекс авионики ИБКВ-38 компании «Транзас», в котором реализован принцип «стеклянной кабины»:

get_5009_mx118.24_0_69545_2893b7a5_XXXL

  • полностью электрическая система управления.
  • Широко используются композитные материалы, в том числе в несущем и хвостовом винтах
  • ударостойкая топливная система французской компании Aerazur

В результате:

  • лопасти несущего и рулевого винтов не требуют замены в течение всего срока службы вертолета, в отличие от обычных лопастей Ми-8.
  • используя ту же силовую установку, редуктор и винты, планируется параллельно производить вертолет с совершенно новым планером, разрабатываемым с использованием технологии Stealth, включающим убирающееся шасси и заднюю рампу.

912756_original

  • экипаж два человека
  • Грузоподъемность:
    • 6 тонн внутри кабины,
    • 7 тонн на подвеске.
  • обеспечение эксплуатации «по состоянию» (когда готовность вертолета к полетам определяется для каждого вертолета отдельно, с участием сотрудников производителя, а не для всей серии).
  • Кабина может вместить до 30 пассажиров в комфорте с кондиционированным воздухом – впервые для российских вертолетов.
  • Низкий уровень вибраций в кабине и высокий комфорт для пассажиров (что уже привлекло президентский авиаотряд )

1384955210_744420_17

  • Вертолет соответствует российским нормам АП-29, европейским JAR-29 и американским FAR-29 (что позволяет эксплуатировать его в соответствующих регионах)
  • Ми-38 может эксплуатироваться в любое время суток в разных погодных и климатических условиях, при температурах от -50 до +60 градусов Цельсия
  • крейсерская скорость – 295 км/ч – при максимальной скорости 320 км/ч и потолке 6000 метров
  • перегоночная дальность с дополнительным топливным баком заявляется в 1550 км.

webВ 2012 году на чемпионате мира по вертолетному спорту он установил несколько мировых рекордов:

  • подъем на высоту 8,620 метров без груза,
  • подъем на высоту 3 километра за 6 минут,
  • подъем на высоту 6 километров за 10 минут 52 секунды.
  • высота полета 7,895 метров с грузом в одну тонну
  • высота полета 7,020 метров с грузом в две тонны.

перспективные вертолетыМодернизация Ми-8 до Ми-171А2 привела к тому, что он получит (и уже получил) многие преимущества, реализованные на Ми-38 и будет конкурировать с ним во многих областях применения. Этого бы не произошло, если бы не проблемы с проектированием Ми-38.

Видимо переход на платформу Ми-38 будет постепенным, так как в него заложен большой потенциал модернизации и использование платформы для конкретных заказов будет зависеть от задач, что предоставит больше гибкости на рынке.

Ка-62

Этот вертолет находится в другой “весовой категории”, чем Ми-38. Также как и Ми-38 он получил весь букет проблем 90-х. Однако сейчас появилась возможность, прежде всего финансовая, довести его до серийного производства.

Преимущества Ка-62:

  • Кресла летчиков имеют энергопоглащающую конструкцию.
  • Для защиты экипажа в случае аварии предусмотрен также дополнительный (аварийный) ход амортизаторов шасси, а также автоматическая уборка из опасной зоны ручек управления, что исключает травмирование ими летчиков.
  • Конструкция фюзеляжа, в целом, и размещение агрегатов исключает поражение экипажа и пассажиров элементами конструкций и оборудования при ударе о землю, обитаемые объемы рассчитаны на деформацию, не угрожающую находящимся внутри вертолета людям.
  • Широкое использование композиционных материалов.
  • Противоударная топливная система.
  • В июле нынешнего года компания «Транзас Авиация» поставила в ОАО «Камов» три первых комплекта интегрированного комплекса бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) КБО-62 для установки их на опытных образцах вертолета Ка-62.

Что получатся в итоге:

  • Мы получаем вертолет для задач, для которых Ми-171A2/Ми-38 избыточен
  • Грузоподъемность:
    • 2 тонны в кабине
    • 2.5 тонны на подвеске.
  • Вертолет будет соответствовать международным сертификатам (впрочем как и Ми-38). Это необходимо для того, чтобы иметь возможность продавать его в любых регионах. Для этого пришлось установить импортные двигатели и существенно доработать вертолет. Иначе объем заказов не устраивает фирму “Камов”.
  • На нем установлены два турбовальных двигателя (ТВД) Ardiden 3G французской компании «Турбомека» (Turbomeca).
  • Редуктор несущего винта и трансмиссию для Ка-62 поставила австрийская фирма «Зерклер» (Zoerkler) по документации конструкторского бюро “Камова”.
  • Двигатели еще должны пройти сертификацию.
  • Есть большое количество зарубежных конкурентов этому вертолету, в частности, собирающийся на территории России AgustaWestland AW139
  •  Двигатели подразумеваются только импортные.

В 2013 г. в ОАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н.И.Сазыкина» (Приморский край) был построен первый опытный образец вертолета – машина Ка-62 ОП-1, которая была продемонстрирована на МАКС-2013

1371537098_1362663411_ka-62.3Сам вертолет, согласно плану должен начать летные испытания в конце четвертого квартала 2014 г., до 30 апреля 2015 г. необходимо получить сертификат типа АР МАК на турбовальный двигатель ARDIDEN 3G французской фирмы «Турбомека» (Turbomeca).

Военная версия Ка-62 (машина Ка-60) появится раньше, так как для нее нет необходимости проводить доработки под международные стандарты и на ней используется российский двигатель РД-600. Вертолет Ка-60 включен в Государственную программу вооружений России до 2020 г.

ka-60.34084


Все эти машины высокого качества и обеспечат наши позиции среди средних вертолетов в ближайшие годы. А то, что в их разработку достаточно серьезно в последнее время вкладывается государство не может не радовать. Однако и на более дальнюю перспективу государством запущена программа Перспективного Скоростного Вертолета.

Перспективный Скоростной Вертолет (ПСВ-1)

RACHEL_ModelRACHEL (Russian Advanced Commercial Helicopter) – под таким названием прошло международное представление проекта.

Пусть слово “скоростной” в названии проекта не вводит никого в заблуждение. Главный критерий при разработке этого вертолета будет эффективность.

Разработанные эскизный и технический проекты ПСВ должны обеспечивать создание и ввод в эксплуатацию в 2020 г. вертолета со следующими основными характеристиками:

  • максимальная взлетная масса: 10 500 – 11 500 кг.
  • базовая модификация: многоцелевая, конвертируемая (для перевозки пассажиров и грузов).
  • пассажировместимость: 21- 23 чел.
  • максимальная платная нагрузка: 3 000 – 3 500 кг.
  • нормальная платная нагрузка: 2 000 – 2 500 кг.
  • практическая дальность полета с нормальной платной нагрузкой: 900 км.
  • максимальная крейсерская скорость: 320 – 360 км/ч
  • стоимость эксплуатации вертолета: на 20-25% ниже по отношению к аналогам.

Программа перспективного скоростного вертолета (ПСВ) предполагает две параллельные разработки – Ми-Х1 конструкторского бюро Миля и Ка-92 конструкторского бюро Камова.

10591-1-fОбе машины используют традиционные для этих КБ наработки.

На начальном этапе программы ПСВ два российских ведущих КБ холдинга успешно выполнили работы по созданию облика перспективной машины ОАО «Камов» предложило вертолет с соосными жесткими винтами Ка-92, а ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля» — проект скоростного Ми-Х1. Стоит отметить тот факт, что обе представленных разработки получили положительную оценку холдинга. Было принято решение о том, что работы по обоим проектам будут продолжены. В настоящее время фирма «Камов» продолжает свои работы по разработке летающей лаборатории для отработки технических решений скоростной машины соосной схемы, а МВЗ им. М.Л. Миля сконцентрировано на В-37 — вертолете классической схемы.

В следующем 2015 г. должна совершить первый полет летающая лаборатория для отработки технологий перспективного скоростного вертолета. Летающая лаборатория создается на базе боевого вертолета Ми-35.

На вертолете в качестве силовой установки планируется применить 2 перспективных турбовальных двигателя (ПДВ), работу над созданием которых ведет Объединенная двигателестроительная корпорация. На первом этапе возможным считается использование модернизированных двигателей, относящихся к семейству ВК-2500.

Испытания двигателя-демонстратора и проведение сертификационных работ запланированы на 2015 год на заводе им. В.Я. Климова.

Срок выполнения НИР – не позднее конца 2015 г. В ходе выполнения НИР выделены несколько этапов, в частности, проведение работ по созданию летающей лаборатории (ЛЛ), проведение летных испытаний ЛЛ, разработка эскизного проекта ПСВ с изготовлением полноразмерного рабочего макета ПСВ и разработка технического проекта ПСВ. Стоимость работ определена в 4 млрд. руб.

Итог на сегодня

Вышеописанные вертолеты и составляют основу Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие гражданской авиатехники России до 2015 года» в области вертолетостроения.

Однако выпускаемых в России вертолетов сегодня существенно больше и я постараюсь постепенно рассмотреть самые интересные из них.

По поводу ситуации с двигателями можно почитать здесь.

Вкратце – все далеко не так плохо, как описывается в СМИ (несмотря на санкции и так далее).

Ну и напоследок сайт корпорации “Вертолеты России”. Здесь вы можете приобрести себе подходящий вертолет отечественного производства.

Comments are closed.