Российские средние вертолеты – 2014
Часть 1: Российские средние вертолеты — 2014
Часть 2: Ми-26Т2 — тяжелый вертолет из России 2014
Часть 3: Легкие вертолеты России – 2014
У России есть государственная программа «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы».
В ней в частности прописаны вертолеты, которые поддерживает государство. И поэтому на уровне постановления правительства есть четкий план их внедрения.
Все эти вертолеты изначально – гражданские (в крайнем случае параллельно разрабатывается их военная версия). Уже потом после обкатки и подтверждения экономической эффективности на их основе будут строиться военные.
Зачем вообще производству вертолетов господдержка?
Новые модели вертолетов довольно трудно выпускать, а особенно – продвигать на этот очень конкурентный рынок без государственной поддержки, так как требуются большие затраты как на исследования, так и на продвижение еще до того, как что-то будет разработано. И абсолютно все страны производители вертолетов имеют такую поддержку. Поэтому так редки события вроде появления легкого вертолета “Ансат”, сделанные на энтузиазме заводов.
Итак, вертолеты о которых сегодня пойдет речь: Ми-38, Ка-62 и Перспективный Скоростной Вертолет. Это все средние вертолеты, то есть относятся к среднему (по грузоподъемности) классу.
Но начну я с текущего короля среднего класса Ми-8/17/171 то есть его последней модификации Ми-171A2.
Ми-171А2
Отмечу, что Ми-8/17/171 в вышеописанную госпрограмму не входят.
О том, что данное семейство лучшее в своем классе говорит 13 000 выпущенных вертолетов более 200 модификаций. И, например, тот факт, что американцы в Афганистан закупают именно его при всем своем махровом лоббизме / протекционизме.
Ми-171A2 станет в перспективе основной серийной моделью многочисленного семейства вертолетов марки Ми-8/17/171.
- Вертолет Ми-171А2 оснащен двумя турбовальными двигателями ВК-2500ПС-03 с противопомпажной защитой, электронно-цифровой системой управления двигателем типа FADEC, а также вспомогательной силовой установкой «Сафир» 5К/G. Двигатели ВК-2500ПС-03 имеют повышенную мощность и дополнительные режимы, по сравнению с устанавливаемыми на машинах семейства Ми-8/17 двигателями серии ТВ3-117ВМ.
- Также лопасти несущего винта вертолета выполнены из композитных материалов, улучшены конструкции втулки и автомата перекоса, установлена усиленная трансмиссия 8М и Х-образный рулевой винт.
- На машине Ми-171А2 установлен комплекс цифрового бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) КБО-17. В нем реализуется принцип так называемой «стеклянной кабины», когда вся основная полетная информация выводится на экраны цветных жидкокристаллических дисплеев. Также в него входит цифровой автопилот. Все это позволит сократить экипаж до двух человек.
- Новые топливные баки с внутрибаковыми коммуникациями и топливная система без расходного бака.
- снизились вибрации несущего винта, тяга несущего винта выросла на 700 кг; также повысилась стабильности вертолета за счет нового рулевого винта.
- В ходе тестовых полетов летающая лаборатория достигла максимальной скорости 300 км/ч.
- По расчетам разработчиков, дальность полета Ми-171А2 с основными топливными баками составит 850 км, по сравнению с 610 км у вертолетов марки Ми-171. Также увеличится крейсерская скорость полета.
- Грузоподъемность увеличилась:
- 4 тонны внутри кабины,
- 5 тонн на подвеске.
Сертифицировать вертолет Ми-171А2 планируется до конца 2014 года и начать поставки заказчикам с 2015 года.
Этот вертолет позволит продолжать успешно конкурировать в области средних надежных и недорогих вертолетов, где мы всегда были сильны и где главенствовал (и продолжает) Ми-8. У него уже есть клиентская база и его не нужно продвигать на рынок.
Ми-38
Ми-38 рассматривается как основа дальнейшего существования средних вертолетов производства ОКБ “Миля”. Ресурс модернизации Ми-8 не бесконечен, а Ми-38 как раз представляет собой начало нового поколения средних вертолетов.
Изначально, в момент начала проектирования (решение о котором было принято еще в далеком 1983 году) Ми-38 планировался как замена Ми-8.
В момент принятия решения о разработке нового вертолета взамен Ми-8 предполагалось заменить старые двигатели, и в дополнение к этому специалисты МВЗ им. М.Л. Миля предложили новые несущий и рулевой винты, убирающееся шасси, пилотажно-навигационный комплекс и многое другое. В результате было принято решение создавать новый вертолет, а не модернизировать старый (Ми-8).
Однако Ми-38 в процессе своей разработки преодолел практически все возможные проблемы 90-х годов:
- Он столкнулся с недостаточностью финансирования на различных этапах проектирования.
- Получил негативный опыт с использованием канадских двигателей PW-127ST компании «Пратт-Уитни Кэнэда», и опять же, столкнулся с невыполнением этой компанией своих обязательств под давлением США.
- Прошел через разрушение редуктора на опытном образце и его полное перепроектирование задержавшее разработку на 2 года.
- А также пережил совместное управление разработкой с главным конкурентом “Eurocopter” (когда еще казалось, что сотрудничество возможно) и когда ресурсы были направлены не в те области, куда было необходимо.
Однако несмотря на это согласно плану к 30 сентября нынешнего года на Казанском вертолетном заводе должна быть завершена постройка четвертого опытного образца вертолета Ми-38. Запланировано получить сертификат типа Авиарегистра (АР) Межгосударственного авиационного комитета (МАК) на вертолет Ми-38 в конце 2014 года. А серийное производство начнется в 2015 году.
Что же нового у Ми-38:
- отечественный двигатель ТВ7-117В, предложенный Ленинградским моторостроительным ОКБ под руководством С.П. Изотова (завод им. В.Я. Климова).
- комплекс авионики ИБКВ-38 компании «Транзас», в котором реализован принцип «стеклянной кабины»:
- полностью электрическая система управления.
- Широко используются композитные материалы, в том числе в несущем и хвостовом винтах
- ударостойкая топливная система французской компании Aerazur
В результате:
- лопасти несущего и рулевого винтов не требуют замены в течение всего срока службы вертолета, в отличие от обычных лопастей Ми-8.
- используя ту же силовую установку, редуктор и винты, планируется параллельно производить вертолет с совершенно новым планером, разрабатываемым с использованием технологии Stealth, включающим убирающееся шасси и заднюю рампу.
- экипаж два человека
- Грузоподъемность:
- 6 тонн внутри кабины,
- 7 тонн на подвеске.
- обеспечение эксплуатации «по состоянию» (когда готовность вертолета к полетам определяется для каждого вертолета отдельно, с участием сотрудников производителя, а не для всей серии).
- Кабина может вместить до 30 пассажиров в комфорте с кондиционированным воздухом – впервые для российских вертолетов.
- Низкий уровень вибраций в кабине и высокий комфорт для пассажиров (что уже привлекло президентский авиаотряд )
- Вертолет соответствует российским нормам АП-29, европейским JAR-29 и американским FAR-29 (что позволяет эксплуатировать его в соответствующих регионах)
- Ми-38 может эксплуатироваться в любое время суток в разных погодных и климатических условиях, при температурах от -50 до +60 градусов Цельсия
- крейсерская скорость – 295 км/ч – при максимальной скорости 320 км/ч и потолке 6000 метров
- перегоночная дальность с дополнительным топливным баком заявляется в 1550 км.
В 2012 году на чемпионате мира по вертолетному спорту он установил несколько мировых рекордов:
- подъем на высоту 8,620 метров без груза,
- подъем на высоту 3 километра за 6 минут,
- подъем на высоту 6 километров за 10 минут 52 секунды.
- высота полета 7,895 метров с грузом в одну тонну
- высота полета 7,020 метров с грузом в две тонны.
Модернизация Ми-8 до Ми-171А2 привела к тому, что он получит (и уже получил) многие преимущества, реализованные на Ми-38 и будет конкурировать с ним во многих областях применения. Этого бы не произошло, если бы не проблемы с проектированием Ми-38.
Видимо переход на платформу Ми-38 будет постепенным, так как в него заложен большой потенциал модернизации и использование платформы для конкретных заказов будет зависеть от задач, что предоставит больше гибкости на рынке.
Ка-62
Этот вертолет находится в другой “весовой категории”, чем Ми-38. Также как и Ми-38 он получил весь букет проблем 90-х. Однако сейчас появилась возможность, прежде всего финансовая, довести его до серийного производства.
Преимущества Ка-62:
- Кресла летчиков имеют энергопоглащающую конструкцию.
- Для защиты экипажа в случае аварии предусмотрен также дополнительный (аварийный) ход амортизаторов шасси, а также автоматическая уборка из опасной зоны ручек управления, что исключает травмирование ими летчиков.
- Конструкция фюзеляжа, в целом, и размещение агрегатов исключает поражение экипажа и пассажиров элементами конструкций и оборудования при ударе о землю, обитаемые объемы рассчитаны на деформацию, не угрожающую находящимся внутри вертолета людям.
- Широкое использование композиционных материалов.
- Противоударная топливная система.
- В июле нынешнего года компания «Транзас Авиация» поставила в ОАО «Камов» три первых комплекта интегрированного комплекса бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) КБО-62 для установки их на опытных образцах вертолета Ка-62.
Что получатся в итоге:
- Мы получаем вертолет для задач, для которых Ми-171A2/Ми-38 избыточен
- Грузоподъемность:
- 2 тонны в кабине
- 2.5 тонны на подвеске.
- Вертолет будет соответствовать международным сертификатам (впрочем как и Ми-38). Это необходимо для того, чтобы иметь возможность продавать его в любых регионах. Для этого пришлось установить импортные двигатели и существенно доработать вертолет. Иначе объем заказов не устраивает фирму “Камов”.
- На нем установлены два турбовальных двигателя (ТВД) Ardiden 3G французской компании «Турбомека» (Turbomeca).
- Редуктор несущего винта и трансмиссию для Ка-62 поставила австрийская фирма «Зерклер» (Zoerkler) по документации конструкторского бюро “Камова”.
- Двигатели еще должны пройти сертификацию.
- Есть большое количество зарубежных конкурентов этому вертолету, в частности, собирающийся на территории России AgustaWestland AW139
- Двигатели подразумеваются только импортные.
В 2013 г. в ОАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н.И.Сазыкина» (Приморский край) был построен первый опытный образец вертолета – машина Ка-62 ОП-1, которая была продемонстрирована на МАКС-2013
Сам вертолет, согласно плану должен начать летные испытания в конце четвертого квартала 2014 г., до 30 апреля 2015 г. необходимо получить сертификат типа АР МАК на турбовальный двигатель ARDIDEN 3G французской фирмы «Турбомека» (Turbomeca).
Военная версия Ка-62 (машина Ка-60) появится раньше, так как для нее нет необходимости проводить доработки под международные стандарты и на ней используется российский двигатель РД-600. Вертолет Ка-60 включен в Государственную программу вооружений России до 2020 г.
Все эти машины высокого качества и обеспечат наши позиции среди средних вертолетов в ближайшие годы. А то, что в их разработку достаточно серьезно в последнее время вкладывается государство не может не радовать. Однако и на более дальнюю перспективу государством запущена программа Перспективного Скоростного Вертолета.
Перспективный Скоростной Вертолет (ПСВ-1)
RACHEL (Russian Advanced Commercial Helicopter) – под таким названием прошло международное представление проекта.
Пусть слово “скоростной” в названии проекта не вводит никого в заблуждение. Главный критерий при разработке этого вертолета будет эффективность.
Разработанные эскизный и технический проекты ПСВ должны обеспечивать создание и ввод в эксплуатацию в 2020 г. вертолета со следующими основными характеристиками:
- максимальная взлетная масса: 10 500 – 11 500 кг.
- базовая модификация: многоцелевая, конвертируемая (для перевозки пассажиров и грузов).
- пассажировместимость: 21- 23 чел.
- максимальная платная нагрузка: 3 000 – 3 500 кг.
- нормальная платная нагрузка: 2 000 – 2 500 кг.
- практическая дальность полета с нормальной платной нагрузкой: 900 км.
- максимальная крейсерская скорость: 320 – 360 км/ч
- стоимость эксплуатации вертолета: на 20-25% ниже по отношению к аналогам.
Программа перспективного скоростного вертолета (ПСВ) предполагает две параллельные разработки – Ми-Х1 конструкторского бюро Миля и Ка-92 конструкторского бюро Камова.
Обе машины используют традиционные для этих КБ наработки.
На начальном этапе программы ПСВ два российских ведущих КБ холдинга успешно выполнили работы по созданию облика перспективной машины ОАО «Камов» предложило вертолет с соосными жесткими винтами Ка-92, а ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля» — проект скоростного Ми-Х1. Стоит отметить тот факт, что обе представленных разработки получили положительную оценку холдинга. Было принято решение о том, что работы по обоим проектам будут продолжены. В настоящее время фирма «Камов» продолжает свои работы по разработке летающей лаборатории для отработки технических решений скоростной машины соосной схемы, а МВЗ им. М.Л. Миля сконцентрировано на В-37 — вертолете классической схемы.
В следующем 2015 г. должна совершить первый полет летающая лаборатория для отработки технологий перспективного скоростного вертолета. Летающая лаборатория создается на базе боевого вертолета Ми-35.
На вертолете в качестве силовой установки планируется применить 2 перспективных турбовальных двигателя (ПДВ), работу над созданием которых ведет Объединенная двигателестроительная корпорация. На первом этапе возможным считается использование модернизированных двигателей, относящихся к семейству ВК-2500.
Испытания двигателя-демонстратора и проведение сертификационных работ запланированы на 2015 год на заводе им. В.Я. Климова.
Срок выполнения НИР – не позднее конца 2015 г. В ходе выполнения НИР выделены несколько этапов, в частности, проведение работ по созданию летающей лаборатории (ЛЛ), проведение летных испытаний ЛЛ, разработка эскизного проекта ПСВ с изготовлением полноразмерного рабочего макета ПСВ и разработка технического проекта ПСВ. Стоимость работ определена в 4 млрд. руб.
Итог на сегодня
Вышеописанные вертолеты и составляют основу Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие гражданской авиатехники России до 2015 года» в области вертолетостроения.
Однако выпускаемых в России вертолетов сегодня существенно больше и я постараюсь постепенно рассмотреть самые интересные из них.
По поводу ситуации с двигателями можно почитать здесь.
Вкратце – все далеко не так плохо, как описывается в СМИ (несмотря на санкции и так далее).
Ну и напоследок сайт корпорации “Вертолеты России”. Здесь вы можете приобрести себе подходящий вертолет отечественного производства.