Самолет под именем “Иван Кулибин”
Давно не летал Аэрофлотом, а тут довелось, и я обратил внимание, что Аэрофлот называет свои самолеты именами известных людей. Я например летел на “Иване Кулибине”:
Аэрофлот ввел в эксплуатацию лайнер А330 “И.Кулибин”
Возможно это кому-то не нравится, но на меня, как на пассажира это произвело впечатление. Это как “ну давай, родимый не подведи” в ситуации, когда от тебя уже ничего не зависит – психологическая подпорка, но становится спокойнее 🙂 Такое вот отношение к достаточно сложным механизмам как к живому существу с точки зрения пассажира. Есть в этом положительный момент. Хотя в своей работе я стараюсь данный подход не употреблять – иначе получается, что ты не понимаешь, как все внутри действительно работает, а это не есть гуд – не профессионально. Ну на то я в своей работе и не пассажир 🙂
К тому же заинтересовался, почему именно Кулибин? Слышал эту фамилию я конечно бесконечное количество раз и ассоциируется она у меня с кем-то, кто может сделать из подножных средств – чудо, но только один раз – не на потоке, не массовый продукт. Мещанин Кулибин, несмотря на фольклор, был достаточно образован (самоучка!) и квалифицирован, а для своего времени – практически гений.
Везде упоминаются сделанные им часы (коих было много), одни из которых, преподнесенные Екатерине II (427 деталей в “гусином яйце”), хранятся сейчас в Эрмитаже. Вроде бы эти часы и стали для него пропуском во дворец (действительно Кулибину была вручена медаль, позволявшая ему в любое время появляться в Зимнем дворце, наравне с высшими чинами Империи), однако нет, во время визита Екатерины II в Нижний Новгород в 1767 году императрице были представлены не часы (которые были доделаны и подарены позже), а электрическая машина, телескоп и микроскоп, плюс еще рассказ о незаконченных часах и сочиненная в её честь ода. Отличная презентация, как мне кажется! Хотя часы на самом деле и были его увлечением, и для часов Кулибин изобрел множество новых механизмов, также как и восстановил разрушенные при перевозке часы “Павлин” – шедевр того времени.
Он 30 лет руководил механической мастерской при Академии наук. Под его руководством производились геодезические, гидродинамические и акустические приборы, готовальни, астролябии, электрические банки, телескопы, подзорные трубы, микроскопы, солнечные и иные часы, барометры, термометры, ватерпасы, точные весы – вот таков, далеко не полный перечень инструментов. И помимо этого продолжал изобретать!
Из множества изобретений меня зацепил Водоход – гениально я считаю для своего времени, когда корабли двигались по рекам против течения с помощью бурлаков, а здесь – с помощью встречного движения воды! Прожектор с параболическим отражателем из мельчайших зеркал, протезы (шарнирные «механические ноги»), механический экипаж с педальным приводом, разработанный и смоделированный одноарочный мост через Неву (к сожалению не построенный), лифт…
Список завершенных дел к концу жизни такой, что ему можно только позавидовать!
Вернувшись к началу, в общем вполне годная инициатива Аэрофлота, с моей точки зрения, хоть я и узнал о ней с опозданием года на полтора 🙂 Буду и дальше смотреть, на каких самолетах я летаю.