Дзен и искусство ухода за мотоциклом
Никогда не стал бы ездить на мотоцикле если бы … не необходимость. Но через какое-то время все изменилось. И продолжает эволюционировать. Вот к покупке мотобайка привело.
И как обычно бывает, как только какая-то тема начинает тебя хоть как-то интересовать, сами собой появляются связанные с ней вещи.
В общем так и появилась в моем телефоне книга Роберта Пирсига “Дзен и искусство ухода за мотоциклом”
Она далеко не новая (первый раз вышла в 1974 году), но судя по аннотации, кардинально в свое время повлияла на поколение хиппи.
Что же касается меня – давненько какие-либо книги меня так не цепляли. На мой технический склад ума она пришла, как к себе домой.
Но пересказывать книгу, особенно такую многоуровневую – неблагодарная задача. Мне она не показалась ни легкой, ни тяжелой. Сказать, что она меня на что-то подвигла нельзя. Но мое мировоззрение конкретно перетряхнула.
Так что как минимум – категорически рекомендую прочитать. И не спешите. Это как раз тот случай, когда думать приходится не меньше, чем читать.
Ну например, чем отличается мотоцикл (в моем случае мотобайк) от автомобиля – я сейчас именно так ощущаю и лучше выразить это ощущение у меня вряд ли получится:
В автомобиле ты всегда в замкнутом купе, а поскольку к этому привыкаешь, то сложно себе представить, что все, что видишь в окне, — просто тот же самый телевизор. Ты — пассивный наблюдатель, и все движется мимо в скучном обрамлении. На мотоцикле такой рамки нет. Ты полностью в контакте со всем вокруг. В самом пейзаже, а не просто созерцаешь его, и это чувство собственного присутствия ошеломляет. Бетон, проносящийся в пяти дюймах под ногой, реален, по нему ходишь, и — вот он, мелькает так, что невозможно сосредоточиться, и в то же время можешь опустить ногу и шваркнуть по нему в любой момент. Все это вместе — единое переживание, которое никогда не сотрется из немедленного сознания.
Но это одна маленькая сторона, а вот например:
Если хочешь что-то поторопить, значит, тебе больше нет до этого дела, и ты хочешь перейти к чему-то другому.
Или:
Следует помнить, что ты добиваешься спокойствия духа, а не просто отремонтированной машины.
Спокойствие духа, на самом деле, вовсе не эфемерно, — разъясняю я. — Тут всё вместе. Оно возникает при хорошем уходе; нарушается при плохом уходе. То, что мы называем обрабатываемостью машины, — просто объективация этого спокойствия духа. Испытание в последней инстанции — всегда твое собственное спокойствие. Если его нет, когда начинаешь работать, а продолжаешь все равно, то, скорее всего, вмонтируешь свои личные проблемы прямо в саму машину.
Хороший механик просто обязан быть неравнодушным!
Вот почему самому пачкать руки может быть лучше, чем сдавать машину в ремонт:
При самостоятельной сборке с самого начала преимущество — не на твоей стороне, и, быть может, тебе это чего-то будет стоить — из-за тех частей, которые случайно повредишь; и почти несомненно, все это займет намного больше времени, но когда влезешь туда в следующий раз, то уже намного опередишь специалиста.
Ты, с помощью сметки, уже изучил сборку труднейшим способом, и у тебя теперь есть полный набор добрых чувств к ней, которые у специалиста вряд ли когда появятся.
И в конце концов (одном конце одного из концов):
…Я собирался сказать, что машина не реагирует на твою личность, но реагирует на твою личность. Просто та личность, на которую она реагирует, — твоя подлинная личность, которая по-настоящему чувствует, мыслит и поступает, а не какие бы там ни были ложные, раздутые образы личности, которые может выдумать эго
Качество идет через всю книгу:
Качество — это научная реальность. Качество — это цель искусства. Остается только вработать эти концепции в практический, приземленный контекст, а для этого нет ничего практичнее или приземленнее того, о чем я твердил всю дорогу — починки старого мотоцикла.
Но стоп, у меня половина книги в цитатах осела.
Так что с удовольствием отсылаю вас к книге Дзен и искусство ухода за мотоциклом.
Книга есть и в бесплатных библиотеках.
«Человек — мера всех вещей.»