Легкие вертолеты России – 2014

Часть 1: Российские средние вертолеты — 2014

Часть 2: Ми-26Т2 — тяжелый вертолет из России 2014

Часть 3: Легкие вертолеты России – 2014

Закончу тему перспективных российских вертолетов легкими вертолетами из России.

Средние вертолеты в 2009 году составляли в России 73%, а легкие – 9%. А судя по исследованиям спроса, соотношение средних к легким должно быть примерно таким: 2/3 вертолетов должны быть легкими, 1/3 – средними. Поэтому часто происходит так, средние вертолеты используются на не свойственных им задачах, что негативно сказывается на экономических показателях.

Причины этого различны, но важно то, что данная ситуация будет меняться и к 2020 году пропорция должна измениться таким образом, что 40 % от всех вертолетов будут составлять средние, а 30 % – легкие.

Что было раньше?

Легкий двух-двигательный вертолет Ми-2, созданный в начале 60-х годов прошлого столетия и серийно строившийся с 1965 года по 1992 год по лицензии в Польше, хоть и был разработан в Советском Союзе (всего было построено свыше 5,4 тыс штук), занимает в России вторую строчку по количеству машин находящихся на сегодняшний день в эксплуатации.

легкие вертолеты РоссииВ России имеется сложившаяся и отлаженная десятилетиями система технического обслуживания вертолетов Ми-2. В связи с этим ОАО «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля» совместно с ОАО «Ростов-Миль», ОАО «Роствертол», Ейским двигателеремонтным заводом, а также украинскими ОАО «Мотор-Сич», ЗМКБ «Прогресс» им. А.Г. Ивченко» и рядом других предприятий приступил к реализации комплексной программы модернизации вертолета Ми-2. Целью программы является частичное, а затем и полное восстановление парка Ми-2 в России при значительном улучшении его технико-экономических показателей.

Есть также проекты по его модернизации и возобновлении производства в Китае с помощью ОАО “Росвертол”.

Но все это на уровне заводов, а не государства.

легкие вертолеты РоссииИ в настоящий момент Ми-2 не выпускается, а только модернизируются уже выпущенные экземпляры.

Но с целью диверсификации, увеличения количества типов вертолетов легкий сегмент все равно необходимо развивать. К тому же по количеству, легких вертолетов в мире продается больше всего.

В данный момент серийно в России выпускаются две модели вертолетов: Ка-226T и Ансат.

Оба этих вертолета – двух-двигательные, что как минимум обеспечивает посадку и продолжение взлета при одном работоспособном двигателе.

Об этих двух вертолетах и расскажу. Но начну с двигателя.

Двигатель ВК-800В

Сейчас все двигатели, используемые в легких вертолетах России – импортного производства.

ВК-800В – первый двигатель для легких вертолетов, разрабатываемый в России с нуля. ОАО “Климов” в инициативном порядке и за собственный счет разработало двигатель ВК-800, который сейчас проходит стендовые испытания и используется для отработки новых решений. Государственные совместные испытания двигателя планируется на 2016 год.

легкие вертолеты РоссииВК-800 разработан в вертолетной версии ВК-800В, однако не потребуется много времени на создание самолетного варианта ВК-800С при его востребованности, например для легкого самолета “Рысачок”.

Это последняя информация о двигателях для легких вертолетов, что мне удалось найти. Однако текущие политические события (санкции, то, что один из российских партнеров в производстве двигателей, Мотор Сич, это украинская компания) могут изменить данную ситуацию.

Главная проблема с двигателями для гражданских вертолетов, да и для самих вертолетов – сертификация. На нее необходимо большое количество средств, особенно если планируется распространять продукцию по всему миру. При использования военными такой проблемы не существует. Поэтому военные аналоги вертолетов гораздо быстрее выходят в серию.

И поэтому так широко в новых вертолетах использовались иностранные двигатели (сертифицированные для внешних рынков, а следовательно – для продажи на этих рынках).

В такой ситуации производители либо должны заинтересовывать военных для покупки большого количества вертолетов, либо заинтересовывать государство для финансовой помощи в сертификации двигателей и вертолетов во всех регионах.

Итак – вертолеты.

Ка-226Т

Преимуществом Ка-226Т является компактность базирования. Именно такие вертолеты предполагается использовать на сторожевых кораблях нового поколения типа «Рубин» (кстати это самый маленький корабль, где вертолет убирается в ангар),

легкие вертолеты Россиилегкие вертолеты Россииа также частично и на “Мистралях”.

легкие вертолеты РоссииТочность висения – также критический фактор для проведения , например, спасательных работ. легкие вертолеты РоссииПреобразование базовой модели (без транспортной кабины) в любой вариант компоновки – еще одно преимущество Ка-226Т и производится путем снятия части оборудования и установки дополнительной аппаратуры целевого назначения. Съемное оборудование, в зависимости от назначения машины, крепится к стыковочным узлам, расположенным на фюзеляже, хвостовых балках и основных опорах шасси.

легкие вертолеты РоссииВсе это – следствия соосной схемы винтов, используемой в данном вертолете ОКБ “Камова”.

Вертолет не абсолютно новый, а является дальнейшим развитием Ка-26 и Ка-126, что является залогом его надежности и проверенности технических решений.

легкие вертолеты РоссииКа-226 различных модификаций производятся в Башкирии, городе Кумертау. Планируется для закупки для нужд ФСБ (пограничниками) пока в не очень больших количествах.

Но у него есть шанс выиграть конкурс на лицензионное производство 400 вертолетов в Индии.

легкие вертолеты РоссииК тому же он уже лидировал в предыдущих индийских конкурсах на закупку легких вертолетов.

1328867760_Ka-226T_red-whiteНа него сейчас устанавливаются импортные двигатели, но, как я написал выше, возможно, и я на это очень надеюсь, будет использоваться ВК-800В.

Летно-технические характеристики
Макс. скорость
250 км/ч
Крейсерская скорость
220 км/ч
Макс. дальность полета с основными баками
500 км
Практический потолок
6100 м
Статический потолок вне зоны влияния земли
4600 м

Массовые характеристики

Макс. взлетная масса
3600 кг
С грузом на внешней подвеске
3800 кг
Макс. полезная нагрузка на внешней подвеске
1100
Макс. полезная нагрузка в транспортной кабине
1050
Двигатель ГТ
2хArrius 2G1, Turbomeca
Мощность на взлетном режиме
580 л.с.
Мощность на чрезвычайном режиме
705 л.с.
Размеры салона
Длина
2350 мм
Ширина
1540 мм
Высота
1400 мм
Объем
5,4 м3

Вместимость

Летный экипаж
1-2
Пассажиры
до 7

легкие вертолеты России

«Ансат»

Легкий вертолет, разработанный в 90-е КБ “Казанского вертолетного завода”.

легкие вертолеты РоссииНа него также устанавливаются импортные двигатели, но возможна “будет” и установка ВК-800В.

легкие вертолеты России Ансат (“легкий на подъем”, на татарском) – яркий ребенок 90-х. Был разработан ОКБ Казанского Вертолетного завода собственными силами. На нем впервые в мире была внедрена ЭДСУ (электро-дистанционная система управления), до того не использовавшаяся на вертолетах, но сулившая массу преимуществ.

легкие вертолеты РоссииИ он столкнулся с проблемами внедрения нового:

легкие вертолеты РоссииПравил сертификации вертолетов с ЭДСУ еще не сущестовало, так как таких вертолетов еще не было. Поэтому его сертифицировали по временным правилам. Так и поставляли.

легкие вертолеты РоссииОдин из вертолетов, поставленных Южной Корее, разбился в июле 2006 года, пилот погиб. легкие вертолеты России

Проблема была отнесена к ЭДСУ (но доказательств не нашли), что вынудило Казанский Вертолетный Завод предпринять дополнительные исследования и испытания новой системы (а это дополнительные расходы).

легкие вертолеты РоссииИ в конце-концов (чтобы не ждать окончательного подтверждения надежности ЭДСУ (что могло затянуться на годы) вертолет был перепроектирован – была внедрена традиционная гидромеханическая система управления.

легкие вертолеты РоссииВ результате сейчас сертифицированы варианты с ЭДСУ и гидромеханической системой управления.

ENN_2568_1200Ну а вертолеты с ЭДСУ заинтересовали Министерство обороны для закупки в летные училища, так как позволяют эмулировать управление различными вертолетами, также как, например, учебный самолет Як-130 позволяет эмулировать управление различными самолетами.

легкие вертолеты России

Летно-технические характеристики
Макс. скорость
275 км/ч
Крейсерская скорость
250 км/ч
Макс. дальность полета с основными баками
510 км
Практический потолок
5500 м
Статический потолок вне зоны влияния земли
2900 м
Массовые характеристики
Макс. взлетная масса
3600 кг
Макс. полезная нагрузка в транспортной кабине
1234 кг
Двигатели ГТ (2хPW207K, Pratt & Whitney)
Мощность на взлетном режиме
2х 630 Л.С.
Мощность максимальная продолжительная
2х 558 Л.С.
Габариты
Длина
5700 мм
Ширина
1770 мм
Высота
1370 мм
Объем
8,0 м3
Вместимость
Летный экипаж
1-2
Пассажиры
7+1

Сертификация Ансат с ГМСУ для пассажирских перевозок планируется на конец 2014 года.

легкие вертолеты РоссииОба эти вертолета будут представлены на начинающемся  “Гидроавиасалоне – 2014”.

легкие вертолеты РоссииКонкуренты

Конкурентов множество.

Но в данном случае имеет значение наличие конкурентоспособных вертолетов в ассортименте российских предприятий.

В области легких вертолетов (так как “Миль” и “Камов” заняты более приоритетными проектами) насыщение российского рынка до сих пор производится импортными вертолетами. А продвижение новых моделей пока приходится организовывать самим предприятиям и в кооперации.

Однако если государство сможет профинансировать такие вещи, как сертификацию двигателя ВК-800В (я думаю что так и будет, но не все сразу), то и легкие вертолеты России снова подтвердят то, что:

Россия создана для вертолета.

Михаил Миль

Comments are closed.