Правильная практика в IT обучении

Главным достоинством IT курса сегодня считается практическая направленность. При этом практика, это то, с чего сразу начинают. Правильно ли делать так?

практика

Не сказал бы.

Знание, умение, навык — это этапы, которые каждый проходит за время полного обучения.

  • Знания — знаем как это должно работать, но только теоретически.
  • Умения — делаем при полном сознательном контроле, то есть сделали хотя-бы раз.
  • Навыки — делаем не всегда осознанно, то есть автоматически.

Как это выглядит физически? Что происходит внутри мозга?

Условно говоря, мозг — это нейроны, которые связаны между собой в сети соединениями различной пропускной способности.

Что такое процесс получения знаний?

Это встраивание в свою картину мира новых фактов. Другими словами, это добавление, удаление, изменение пропускной способности связей между конкретными нейронами. Вот мы узнали что-то новое — появилась тоненькая нейронная связь. Вот мы это проверили экспериментом — увеличили пропускную способность этой нейронной связи.

Но что такое эксперимент и где там практика?

Эксперимент — это практическая задача с ожидаемыми результатами.

То есть гипотеза формулируется ДО начала эксперимента.

Первыми идут в бой знания что и как должно работать. На основе этих знаний, мы делаем предположение и проверяем его на практике. Если работает, то новая нейронная связь усиливается — расширяется её пропускная способность.

Хорошо. Узнали и проверили, образовались и расширились новые нейронные связи — какие-то из них стали толще, чем другие. Но

Что это даёт?

Когда наша картина мира встречается с “асфальтом реальности”, первыми задействуются нейронные связи с бОльшей пропускной способностью — правильное решение скорее примет тот, кто провел немалое количество экспериментов.

Конечно, у старательного новичка тоже много нейронных связей, но почти все они одинаково слабые. А эксперт? В его мозге больше нейронных связей разной пропускной способности — его мозгу проще выбрать правильное направление автоматически.

Получается практика, как постановка экспериментов, имеет смысл тогда, когда ты уже знаешь достаточно для самостоятельного формулирования гипотезы.

А как именно реализуется практика в IT курсах сейчас?

Практика используется как замена знаний. Когда еще нет того, с чем работать. Когда ещё не сформированы связи над усилением которых нужно “потеть”. В итоге, погружение в практику превращается просто в способ вынудить нас ошибиться.

На ком-то это срабатывает и человек начинает думать как менять свою картину мира самостоятельно — много гуглит, читает статьи. Но большинство бросают обучение, так как не получают ничего, кроме ощущения “я дурак”. Косвенно это подтверждает вот это исследование.

Согласно данным Кейт Джордан, “средний уровень завершения массовых открытых онлайн-курсов (MOOC) находится на уровне 15%”.

Представляется, это не самое эффективное использование практики.

Логичнее было бы давать небольшие кусочки знаний с подкрепляющей эти кусочки практикой. Хотя-бы для новичков.

Конечно, такой подход сложнее для создателей курсов, так как вовлекает в его создание не только знания автора по теме, но и умение донести эти знания до слушателей в доступном для них виде.

А какие вам чаще попадаются курсы — чисто практические или такие, где начинают с теории?