Про искусство
Изначально я относился к искусству, как и большинство пацанов. На уровне похоже/не похоже, красиво/не красиво, или нравится/не нравится. Где-то в глубине души осознавая полную его для себя бесполезность.
Пока однажды Лана не открыла мне глаза.
Речь в первую очередь шла о фотографии. Я настаивал на том, что скоро любой владелец телефона станет снимать шедевральные снимки, что технически не далеко от истины. Качество снимков (а это сейчас главный барьер между любителями и профессионалами) растет и будет расти (а барьер – уменьшаться).
Но.
Автоматически шедеврами эти снимки не станут. И не потому, что миллионы других людей смогут делать такие же, как минимум по качеству.
А потому, что…
Искусство позволяет выразить уже пришедшую тебе в голову идею. И не является ли тут ключевым именно слово пришедшую? Откуда, каким образом, как и почему и вообще, что она такое, эта идея, которая гениальная?
И при чем тут вообще искусство?
Мой (и кажется далеко не только мой) подход, что чем более похожа картина на действительность, тем она лучше, умер с изобретением фотоаппарата. Существовал ли он? Видимо да, но как побочный заработок художников. Пока фотоаппарата не было.
А в чем же суть? Чем шедевр отличается от не шедевра?
Цель искусства – выразить появившуюся в голове идею. И что более важно, сгенерировать в голове такую идею, которая перепрыгнет существующие модели и позволит создать что-то абсолютно новое.
Гений поражает цель, которую никто не видит.
И уже не важно какими средствами эта идея будет выражена: кистью, фотоаппаратом, сканером, нотами или чем-то еще.
Важно попытаться перенести тот кусочек творчества, что непонятно как (и ведь действительно непонятно) загорелся в голове и зажечь такой-же у другого, создав что-то, что поразит его воображение. Раздвинуть картину мира другого творца туда, куда она самостоятельно раздвинуться не в состоянии.
Поэтому искусство несет чисто утилитарную функцию – передать тот самый настоящий творческий порыв, который неизвестно откуда берется, от тушки к тушке.
Заодно сотворив что-то гениальное (а иначе порыв не передастся) между делом, но это – как портрет нарисовать для художников до фотоэры – чтобы штаны поддержать.
Поэтому оценивать искусство можно только с точки зрения возбудило ли оно вас (и продолжает ли возбуждать) на творчество.
Поэтому стоимость имеющегося у вас фотоаппарата ничего не значит.
Поэтому настоящее искусство всегда будет в цене. Оно ведь генератор тех идей, которые позволяют настоящим лидерам человечества творить, то есть создавать новое.
Поэтому цена на настоящее искусство будет только расти, пока творчество будет основой развития.
И что интересно, мысль эта далеко не нова.
Мне недавно попалась книга Михаила Анчарова “Теория невероятности”.
Выпущена в 1966 году. Разгар споров физиков и лириков.
Суть вопроса описана доходчиво и художественно. И тогда он был очень актуален. Как в прочем и во все время существования человечества.
А проверять на себе произведения искусства сейчас проще, чем когда-либо. Программы типа Art Academy можно бесплатно установить на любой телефон. Может стоить попробовать?
Вдруг зацепит?